расположена в 40 км от г. Порхова на р. Демьянке. Она была основана в 1585 г. как мужской монастырь. В конце XIX в. пустынь была богатым, процветающим монастырем. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем ипрорицателем, а также наличию на монастырской территории особых природных объектов, издавна почитавшихся на Руси святых источников, камней необычной формы и могучего дуба. После революции 1917 г. пустынь разделила участь большинства монастырей России.
Монастырские здания, производственный инвентарь и скот, все вещи, в том числе и культовые, были оставлены у монахов на правах «бесплатного пользования» и могли быть в любое время реквизированы государственными органами власти. На основании этого декрета все монастырские ценности бы вывезены в начале 20-х годов XX в. в Псков и в Петроград, в том числе все серебряные вещи, серебряная рака для мощей конца XVIII в.,сами мощи, плащаница, кипарисовый крест — одна из святынь монастыря. Монахам же удалось на некоторое время сохранить свой быт. После Второй Мировой войны монастырь исчез, но место, когда-то называвшееся Никандрова Благовещенская пустынь, в глазах псковичей сохранило статус святыни. Паломников и странников в пустынь привлекало также и то, что на ее территории находились два священных камня, священный дуб, пять святых ключей. Все эти природные объекты были объектами почитания у славянских и финских народов: Восточной Европы в давние, еще языческие времена. Их сосредоточение на одном сравнительно небольшом пространстве усиливало сакральность места, освященной памятью преподобного Никандра.Один из камней, почитавшийся святым, назывался «возглавница». После смерти Никандра он хранился на паперти главной монастырской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Камень был настолько почитаем среди монахов и местного населения, что в XVII и начале XVIII в. его даже обносили во время крестного хода вместе с иконами вокруг церкви. Легенда рассказывает, что в 1645 г. один из монахов пустыни усомнился в святости камня. После своих слов, как повествует легенда, монах сразу же был поражен страшной болезнью: затрясся и стал биться о землю. Припадок закончился, говорится в легенде, лишь после молебна и приложения больного к мощам преподобного Никандра. После этого камень стал объектом еще большего почитания, причем в течение последующих ста лет он привлекал к себе столь большое количество паломников, что сведения об этом дошли до Феофана Прокоповича, бывшего тогда псковским архиереем. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву. На следственном деле о камне Феофан Прокопович написал: «По своему рассуждению иного ничего кроме беспутного суеверия не признало». Камень в Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г. Однако воспоминание о "возглавнице" преподобного Никандра» было живо довольно долго. Паломники, не зная, что камень вывезли в Петербург, пытались отыскать его в пустыни еще в конце XIX в. «Божий следок» Камень «божий следок» — плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения. Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем "возглавницы" преподобного Никандра». Дуб В средневековье объектом поклонения был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронил крестьянин Иоанн Долгий из с. Боровичи, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в., но рассказы о нем и чудесах, которые свершал под ним Никандр, можно было услышать в деревнях, расположенных около пустыни, еще в XIX в. Святой источник Источники с сероводородной и родоновой водой привлекали людей своей, по поверью, целительной силой. Вода из одного источника помогала, по поверью, при болезни глаз, три других снимали болезни суставов и излечивали, по распространенному мнению, язвы. Особым почитанием пользовался источник, около которого стояла часовня во имя св.Зосимы и Савватия, где находилась деревянная рака, в которой вплоть до конца XVIII в.были мощи преподобного Никандра. Считалось, что если погрызть раку зубами, а потом пополоскать рот водой из источника, то можно снять зубную боль. Славился также источник, около которого стояла часовня во имя Живоносного источника. К этим часовням устраивались два раза в год в дни памяти Никандра крестные ходы. Сейчас паломники ходят к четырем ключикам. Пятый «глазной» зарос, и мало кто из посетителей знает место его расположения. Остальные представляют собой четыре водоема разного размера, заключенные в деревянные срубы. Ключик «гробница», около которого в XVIII в. стояла часовня с деревянной ракой, наполнен красивой голубоватого цвета водой, обогащенной родоном. Два ключика, посвященные первоапостолам Петру и Павлу располагаются в 500 м от первого. Рядом с ними находится камень «божий следок». Дальний или желтый ключик, находящийся за монастырским кладбищем, теперь уже полностью разрушенный, представляет собой пруд с водой, резко пахнущей сероводородом, покрытый желтой пеной. Часовен около ключиков уже нет, но около каждого из них поставлен металлический крест, аналогичный крестам, ставившимся на кладбищах в первой трети XX в. Кресты сверху покрыты длинными полотенцами. Деревья, расположенные около источников, обвешаны небольшими тряпочками, носовыми платками, носками, чулками. Объектом поклонения в пустыни является и так называемая «могила пр. Никандра», созданная богомольцами в 1992 г. на развалинах церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Она представляет собой могильный холмик с крестом за железной оградкой. Святость месту придает также густой еловый лес, по которому пролегает семикилометровый путь к монастырю от ближайшего села Любовец. Он придавал раньше и придает теперь атмосферу таинственности, возникающую вокруг святого места, некоей божественности. Одна из местных жительниц, часто посещающих пустынь, говорила нам, что человек в нем чувствует себя легко, радостно, хорошо, спокойно, «когда входишь в лес, прибывают силы». Странники, т. е. люди, основной заботой которых было посещение святых мест и поддержание их славы, собирались в пустынь обычно в праздники, когда было особенно много паломников. Праздничными днями для Никандровой пустыни были день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), которому была посвящена соборная церковь; день освидетельствования мощей и канонизации Никандра — 29 июня (12 июля) и день его кончины — 24 сентября (7 октября). Большим торжеством для Никандровой пустыни был также день 15 (28) мая, когда в память о спасении Порхова от холеры из собора выносилась икона св. Никандра и с крестным ходом отправлялась в Порхов. В праздничные дни в Никандрову Благовещенскую пустынь собиралось множество богомольцев со всего Северо-Запада Европейской России в надежде на чудо, на облегчение душевных мук, на исцеление от болезней.
от себя добавлю что в наши дни многое изменилось:отремонтированы дороги,построена церковь,восстанавливается храм.Места очень спокойные и красивые!
Ну, что сказать... То, что ты умеешь держать в руках фотоаппарат, я знал. Но то, что ты ещё и пишешь... Да, воистину полна земля русская самородками и талантами. Репортаж замечательный. Сказать банальное "как сам побывал" - ни чего не сказать... Просто как магнитом потянуло в эти святые места... Душу очистить, глаз порадовать.. Спасибо, Коля!